Ницше сказал, что если долго смотреть в бездну, то начинаешь понимать, что не только ты смотришь в бездну, но и бездна смотрит на тебя …
Связь тайных обществ с публичными политиками не вызывает сколько-нибудь симпатичных ассоциаций. Масонство набило оскому. Исследование конспирологии опошлено шизофрениками – и российскими (Дугин и компания), и отечественными (МАУП + неоязычники). Хотя сам факт, того, что тайные общества и экзотерические доктрины существуют, сомнению не подлежит. Начиная со времен французской буржуазной революции, не утихают споры и пересуды относительного того, кто и во имя чего координировал воистину бесперебойную работу гильотин. Однако нас интересует наличие тайных обществ в украинском политико-культурном контексте. В том числе и современном.
В последнее время в дебрях отечественных жж-сообществ начала циркулировать информация о том, что гениальный украинский режиссер Лесь Курбас (расстрелянный на Соловках) был учеником австрийского философа Рудольфа Штайнера и строил свой театр, основываясь на теориях австрийского учителя, великого европейского мистика, исповедовавшего понятие искусства как люцефирического начала. То, что Курбас стремился превратить свои спектакли в своеобразные мистерии, где и актеры, и зрители в равной мере являются вовлеченными в процесс создания придуманной реальности, которая способна заменить (не только на время спектакля) реальность объективную, говорят и вполне экзотерические исследователи его творчества.
Отсюда напрашиваются интересные параллели. В еще советском Киеве в начале 1960-х был создан молодыми интеллектуалами «Клуб творческой Молодежи». В их среде Курбас воспринимался как культовая, практически сакральная фигура. Не лишним будет напомнить, что в данный Клуб входили художница Алла Горская (зарубленная топором при крайне загадочных обстоятельствах), поэт Василь Стус (умерший на пермской политзоне), политик Вячеслав Черновил (погибший уже во времена третьей украинской республики в автокатастрофе). Следует напомнить, что Стус прекрасно переводил на украинский язык стихи Райнера-Мария Рильке, австрийского поэта начала двадцатого века, также увлекавшегося учением Рудольфа Штайнера и что представители «Клуба творческой молодежи», дожившие до 2004 года – Лесь Танюк и Евгений Сверстюк имели достаточно большое влияние на оранжистов и на их политтехнологов. В частности Майдан как мистерия, как спектакль, где актеры (Ющенко и его клан) и зрители (представители Киева, Галичины и Подолии) создают совместными усилиями придуманную реальность, и эта придуманная реальность постепенно, но неуклонно становится явью, говорит о том, что не стоит сводить всю конспирологию времен 2004 года к проискам ЦРУ и плоским шуткам бездарных кремлевских политтехнологов. В подобном контексте, не лишним будет напомнить, что господин Сверстюк в 2000-2001 имел влияние на организаторов «Украины без Кучмы», пытаясь, подать и эту протестную акцию в режиме штайнерианско-курбасовской мистерии.
Менее известный, чем Курбас, Микола Зеров, украинский поэт и переводчик (также расстрелянный на Соловках), блестящий знаток латинского и древнегреческого языков, основатель так называемого направления «неоклассиков» в украинской литературе поддерживал при посредстве своего ученика поэта Юрия Клэна (Освальда Бургардта) достаточно тесные контакты с представителями немецкого эзотерического сообщества, известного как «Наследие Предков», в первую очередь с археологом и этнологом Германом Виртом, адептом так называемой «гиперборейской теории». Поэтому, не сложно предположить, что перевод Зеровым на украинский язык «Энеиды» Вергилия с ее императивом утраты и возвращения Великого Царства, выполненный другом Зерова перевод «Трудов и Дней» Гесиода, где речь идет о Золотом Веке, были не просто литературным творчеством, но? в той же мере, что и стихотворение Зерова «Чистый четверг», являлись своеобразной тайнописью для посвященных.
Теория утраченного Великого Царства, украденного или же потерянного Золотого Века, стала в 1960-ые годы своеобразной идеологеммой для украинских ученных-архелогов В.Чмыхова и Ю.Шилова. Зеровский перевод «Энеиды» и труды Германа Вирта (в опосредованной форме, конечно же) повлияли на формирования концепции того, что Украина является прародиной белой расы, фактической территорией Золотого Века, и что именно с трипольской культуры началась цивилизация на Земле. Данная мифологема охотно используется третьим президентом третьей украинской республики Виктором Ющенко для заполнения идеологического вакуума.
Как ни странно, но в пропагандистской деятельности Ющенко не сложно заметить влияние ряда тайных доктрин. Во-первых, это и увлечение штайнериановско-курбасовской театральной мистерией (достаточно вспомнить открытия памятника жертвам голодомора в 2008 году). Во-вторых, уже упоминавшееся нами увлечениe малороссийским трактованием «гиперборейской теории», где колыбелью белой расы объявлено захолустное местечко Триполье. В-третьих - и это, пожалуй, наиболее гностический элемент в ющенковедении – Президент увлечен пчеловодством, а не так давно инициировал закон о защите летучих мышей. Пчелы – в античной мифологии не только символ утраты и возвращения Великого Царства, но и абсолютно само достаточное сообщество, чей ритм существования предельно механизирован. То же самое можно сказать и о летучих мышах, за исключение того, что их механизированное существование не приносит людям ни малейшей пользы. Рукокрылые существа охотно использовались масонско-эзотерическими сообществами в качестве символов.
Как видим не все так просто. Один Бог знает, кто (или что) таится за маской хоружевского хуторянина, воспитанного в крайне жесткой системе координат, отцом, который прошел немецкий концлагерь. Вспоминаются слова Ницше, сказавшего, что если долго смотреть в бездну, то начинаешь понимать, что не только ты смотришь в бездну, но и бездна смотрит на тебя…