11.08.2007

Индия и Пакистан: у каждого свой юбилей


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1186738002


На пороге 60-летия независимости Индия выглядит конкурентоспособным мировым игроком, а Пакистан стал примером того, что может сделать со страной экстремистская религия

Стоит напомнить, что территории, которые сейчас называются Пакистаном, первоначально принадлежали Индии, а население, которое там сейчас проживает – это исламизированные индусы или потомки оккупантов из Ближнего Востока. После разделения Индии по религиозному признаку, Пакистан фактически стал центром и «нерестилищем» для религиозного насилия, которое распространяется по всему миру. Сегодня Индия – это демократическая страна, Пакистан – нет.



В августе 1947 года после трех десятилетий национально-освободительной борьбы Индия и Пакистан добились независимости от Великобритании. Приблизительно полмиллиона человек было убито во время разделения бывшей британской колонии, а насилие вынудило 10 миллионов человек мигрировать из одной страны в другую. С тех пор две ядерные страны провели три войны, две из них – из-за спорной области Кашмир.

Если сравнить эти страны с Сингапуром, который получил независимость и сейчас  процветает, то история развития Индии и Пакистана – это целый комплекс таких проблем, как коррупция, прирост населения, терроризм, углубление религиозного и сектантского разделения внутри обществ.

Вполне очевидно, что разделение было единственным решением проблемы, спровоцированной британской колониальной политикой. Несмотря на всю пользу, которую может принести религия, пример религиозного фанатизма и исламского экстремизма в Пакистане воспринимается сегодня крайне негативно. Индусы и пакистанцы были разделены религией, мигрировали из-за религии и боролись из-за религии. Но сегодня Индия, несмотря на свою перенаселенность и значительное социальное расслоение, является самой большой демократической страной мира, чего, к сожалению, никак нельзя сказать о Пакистане.

И хотя колониальное британское прошлое принесло в свое время много негатива, железные дороги, которые объединили Индию в одно целое, были построены именно «колонизаторами», а английский язык, который стал вторым родным языком для высших слоев индийского общества, дал возможность сотням тысяч индийских квалифицированных программистов стать доминирующей мозговой силой в Силиконовой долине. Если допустить вариант, при котором британцы не колонизировали бы Индию, то, наиболее вероятно, она осталась бы разъединенным разнообразием фрагментированных государств с большим количеством национальных составляющих, которые совершенно не стыкуются между собой. И хотя нельзя сказать, что британский колониализм был сплошным благом для индийцев, но многие технологии колониального прошлого определили высокие технологические стандарты в современной Индии.  

Одной из выгод британского правления была нейтрализация исламского правления в Индии. Несомненно, что самая большая польза – освобождение от мусульманской тирании. До британской колонизации Индия была большой древней и самобытной цивилизацией, которая находилась на краю полного крушения. Лучшим возможным сценарием для миллионов покоренных мусульманами индусов стало прекращение столетий исламской оккупации, которая сделала их бесправными на своей земле. Можно припомнить, что до «разделения» и провозглашения двух независимых государств Индии и Пакистана, мусульмане составляли 22% населения, и они получили 25% территории. Многие из мусульман остались в Индии, поэтому на сегодня Индию по праву можно считать государством, где проживает одна из самых больших мусульманских общин.

Если представать, что не было бы колонизации Индии британцами, то противостояние между двумя религиозными общинами не прекратились бы и до этого времени, а мусульмане делали бы все возможное и невозможное, чтобы усиленно насаждать ислам в индийском обществе. При этом, совсем не исключено, то эти формы религиозного давления носили бы террористический характер. Думаю, нет надобности напоминать, что территории, которые сейчас называются Пакистаном, первоначально принадлежали Индии, а то население, которое там сейчас проживает – это исламизированные индусы или потомки оккупантов из Ближнего Востока.   

После разделения Индии по религиозному признаку, Пакистан фактически стал центром и «нерестилищем» для религиозного насилия, которое распространяется дальше по всему миру. И чтобы ни делал пакистанский Президент генерал Первез Мушарраф, истребить очаги исламистского фундаментализма ему никак не удается. Его большая страна теперь стала приютом для всемирного «террористического интернационала», который импортирует религиозную нетерпимость и терроризм по всему миру.  

После разделения Индию сделали такой, какой она является сейчас, земельная реформа, светская демократия, правовые нормы и инвестиции в современную систему образования, науку и медицину. Все то, что сегодня отсутствует в Пакистане.

Пакистан может служить прекрасным примером того, что может сделать со страной и ее людьми экстремистская религия и религиозный фанатизм, в то время, когда, несмотря на все видимые недостатки, Индия процветает. Пакистан был основан на исламской религии и сегодня результат очевиден – слабое национальное правительство, коррупция, отсталость, и «перемирие» с экстремистами в тех отдаленных регионах, которые слабо контролируются из Исламабада.   

В то же время, в Индии успешно действует национальная программа борьбы с неграмотностью, тогда как необузданный религиозный экстремизм в Пакистане во многом является следствием тотальной неграмотности низов пакистанского общества, что и прививает средневековые представления в умы люмпенизированных граждан. Благодаря наследию британской колонизации Индия стала вполне конкурентоспособным игроком на международной арене в ХХІ столетии.  

Индия – это демократическая страна, Пакистан – нет. Сегодня Индия в процентном отношении имеет наиболее образованное население по сравнению с любыми другими развивающимися странами, и это вносит свой существенный вклад в ее экономический рост. Пакистанское же образование все больше и больше подпадает под влияние исламских законов, которые сводят «на нет» экономическое развитие страны. Таким образом, контрасты между Индией и Пакистаном после шестидесяти лет разделения этих двух наций – глубоки и непреодолимы.