Райян привык к свободному стилю жизни, которую он проводит в аэропортах, самолётах, отелях и автомобилях, взятых в аренду, путешествуя по всей Америке. Всё, что ему нужно, умещается в единственном маленьком чемодане на колёсиках. Он почётный член любой существующей программы лояльности в путешествиях, избалованный всевозможными скидками и бонусами. Райян близится к отметке в 10 миллионов миль, которые он пролетел в самолётах.
Когда Райян начинается симпатизировать амбициозной путешественнице (ВЕРА ФАРМИГА), его босс (ДЖЕЙСОН БЕЙТМАН) готов заменить Райяна на молодого эксперта по эффективности кадров (АННА КЕНДРИК). Столкнувшись с такой перспективой, Райян пытается принять и осмыслить идею того, что называют домом.
Paramount Pictures в ассоциации с Cold Spring Pictures и DW Studios представляют фильм Джейсона Рейтмана Выше неба. В главных ролях: Джордж Клуни, Вера Фармига, Анна Кендрик и Денни МакБрайд. Режиссёр Джейсон Рейтман. Сценарий Джейсона Рейтмана и Шелдона Тернера. Основан на романе Уолтера Кирна. Продюсеры: Иван Рейтман, Джейсон Рейтман, Дениэл Дубецки и Джеффри Клиффорд. Исполнительные продюсеры: Том Поллок, Джо Меджак, Тед Гриффин и Майкл Бойг. Оператор Эрик Стилберг. Продакшн дизайнер Стив Саклад. Редактор Дана Глауберман. Дизайнер по костюмам Дэнни Гликер. Музыка Рольфа Кента.
ВЗЛЁТ
В своих первых двух фильмах Джейсон Рейтман показал, что имеет талант в изображении провокационных антигероев – табачный лоббист в Здесь курят и беременный подросток в фильме, завоевавшем премию Oscar® Джуно – а также в изображении глубоко человечных, смешных и эмоциональных историй, в которые попадают его герои. Серию таких персонажей он продолжает Райяном Бингемом, у которого очень сложная работа: он увольняет людей, когда компании сокращают штат сотрудников.
В образе Райяна очень легко узнать тип современного человека – очаровательный и сдержанный мужчина, который любит мир скорости, технологии, комфорта, амбиций и материальных благ; мужчина, который живёт ровной жизнью, не отказывая себе в удовольствиях; мужчина, у которого есть всё, и в то же время не хватает чего-то важного. Его история поднимает интригующие вопросы: как не потерять настоящие, живые человеческие связи в наш век глобальных поездок и общения через компьютер? И что случается, если мы избегаем их?
На этих проблемах сфокусирован сценарий Выше неба, основанный на романе Уолтера Кирна. После первоначальных набросков Шелдона Тернера Рейтман решил ещё больше углубиться в эти проблемы и показать посредством истории Бингема то, как живут современные люди в условиях технологических преимуществ и нехватки живого общения.
“Я увидел в романе историю парня, который столкнулся с тем фактом, что он уже достиг зрелого возраста и, вроде бы, всё у него есть, но, в то же время, он упустил что-то очень важное в жизни, - говорит Рейтман. – Райян Бингем так боится привязанности к человеческому обществу, что намеренно его игнорирует и не понимает ценности живого общения”.
Он продолжает: “Мне кажется, это то, что наше общество переживает в данный момент. Мы общаемся по мобильным телефонам, через социальные сети и другие коммуникационные программы, и нам кажется, что мы сейчас так близко друг к другу, как никогда раньше не были. Но в реальности люди больше не смотрят в глаза друг другу, у нас остаётся всё меньше и меньше знакомых, с кем можно просто поболтать по душам. Жизнь Райяна в аэропортах является метафорой к этим отношениям. Вы можете зайти в любой аэропорт и будете знать, что и где находится – в них всё одинаковое: одни и те же магазины, рестораны, газеты. Нам везде комфортно, везде мы чувствуем себя как дома. Мы стали настолько глобальными, что утратили чувство своего особенного, близкого круга”.
Кирн вспоминает, что его роман родился после случайной встречи с одним человеком. Он летел в Лос-Анджелес и, разговорившись с человеком, который сидел рядом, спросил у него, откуда тот родом. “Он ответил, ‘Я отсюда, прямо из этого кресла фактически’. Когда я спросил, что он имел в виду, он рассказал, что когда-то у него был дом, но поскольку 300 дней в году он находится в дороге, то дом он продал и живёт в разных отелях. Я продолжал расспрашивать, и он сказал, ‘Вы знаете, таких, как я очень много’. В процессе нашего разговора я понял, что его дом – это аэропорты, отели, рестораны, магазины подарков и журналы. Каким же одиноким он должен себя чувствовать”.
Так родился центральный герой Райян Бингем, которому перевалило уже далеко за сорок, но у него нет ни семьи, ни друзей, ничего, кроме карты, предоставляющей элитную программу для путешествий, и который проводит свои дни буквально “заставляя людей уходить”.
“Я дал Райяну работу отнимать работу у других людей, - объясняет Кирн. – Он как массажист, который одной рукой разминает ваши плечи, а другой – запихивает ваше рабочее кресло в лифт. Увольнение сотрудников стало искусством и в то же время очень опасным занятием, Райян стал в этом настоящим профессионалом”.
Рейтман пошёл дальше, нежели просто транслитерирование книги на экран. Он взял главного персонажа Кирна и поместил его в действительно драматические обстоятельства – он создал двух героев, которые пробивают, казалось бы, идеально сконструированный кокон индивидуальности Рйяна. Это: Натали (Анна Кендрик), полная энтузиазма наивная 20-летняя девушка-эксперт, которую Бингем вынужден взять под своё крыло, даже не смотря на то, что она угрожает его стилю жизни; и Алекс Горан (Вера Фармига), женщина, которая является его партнёром по духу в деловых поездках и которая заставляет его захотеть чего-то большего, чем обычное времяпрепровождение в отелях, когда они далеко от своих домов.
“Райян проходит интересную трансформацию в фильме, беря на себя роль отца для Натали, которая постоянно наступает ему на пятки, и размышляя о том, чтобы стать мужем для Алекс”, - отмечает Рейтман.
Когда Рейтман уже завершал работу над сценарием, страну потряс экономический кризис, что заставило режиссёра ещё глубже исследовать проблему потери работы. Он решил пойти на риск и вместо актёров, снять реальных людей, которые только что потеряли свою работу.
Рейтман вспоминает: “Мы хотели, чтобы сцены увольнения выглядели реалистично. Поэтому мы поехали в Детройт и Сент Льюис, два города, в которых процент потери работы был самым высоким, и разместили объявление в газете о том, что снимаем фильм об увольнениях и ищем тех, кто хочет рассказать об этом. Мы получили громадное количество откликов, это потрясло нас до глубины души”.
Рейтман подытоживает: “Каждый день мы слышим в новостях о массовых увольнениях, но мы всегда слышим только цифры, поэтому никогда не думаем, кто же эти люди. Наш фильм показывает настоящих людей, которые прошли через это и которые облекают цифры в лица”.
В качестве продюсера фильма выступил также отец Джейсона Рейтмана, Иван Рейтман (Охотники за приведениями). “Говоря от имени и продюсера, и отца, это один из лучших сценариев, которые я когда-либо читал, - говорит он. – Джейсон взял за основу роман Уолтера Кирна и показал историю человека, который любит летать, и увольняет людей. Эта история как нельзя лучше отображает то, что происходит сейчас в жизни общества. Что ещё отличает Джейсона – это то, что он умеет рассказывать серьёзные драматические истории с хорошим чувством юмора. Выше неба – фильм, который исходит от сердца и разума Джейсона”.
НАБИРАЯ ВЫСОТУ
С самого начала фильм был задуман для обладателя премии Оскар Джорджа Клуни в главной роли. “Если хочешь снять кино о человеке, который увольняет людей, чтобы они начали жить полной жизнью, а сам при этом живёт отшельником, это должен быть чертовски очаровательный актёр. И в этом смысле нет никого лучше Джорджа Клуни”, - объясняет Рейтман.
Рейтман рассказывает, что Клуни дал много оттенков Райяну Бингему, показал его человечным и смешным, но без фарса. “При малейшей просьбе Джордж может меняться, быть комичным или эмоциональным, - говорит он. – У Джорджа очень схожее со мной восприятие юмора. Мы оба верим, что к комедии нужно подходить искренне, честно, нельзя через силу пытаться что-то сделать смешным. Сценарий должен быть смешным, а исполнение должно быть искренним”.
На роль Алекс, женщины, у которой такой же стиль жизни, как и у Райяна, Рейтман пригласил Веру Фармигу, более всего известную по роли в фильме Мартина Скорсезе Отступники.
“Роль Алекс довольно сложная, - комментирует Рейтман. – Это женщина, которая завладевает сердцем Джорджа Клини, и интересный киноперсонаж. Вера идеально подходит на эту роль, имея такой шарм, красоту и… твёрдый мужской характер. В неё нельзя не влюбиться, не поддаться её чарам. Вера играет так, что её персонажа нельзя судить”.
Фармигу привлекло в проекте два фактора – сценарий и работа с Джейсоном Рейтманом. “Диалоги в сценарии настолько остроумные и резкие, а персонажи умны и находчивы, что я не могла устоять, - рассказывает актриса. – Мне кажется, героини в фильмах Рейтмана более острые, более чёткие и умные, чем остальные женские характеры. И это то, что привлекло меня в Алекс. К тому же фильм очень актуален и имеет острое социальное значение”.
О работе с Клуни актриса рассказывает: “Джордж был именно тем партнёром, который мне был нужен, потому что я чувствовала себя очень неуверенно, принимая на себя роль Алекс. Я только что дала жизнь своему первому ребёнку, за две недели до того, как примерила первый костюм к фильму. Мне нужен был друг на площадке, и он меня не подвёл. Но самое замечательное в Джордже – это его остроумие. Мы насмеялись от души во время съёмок”.
Как только Райян встречает Алекс, в его жизни появляется ещё одна женщина, Натали Кинер, которая работает в компании Райяна и угрожает его гиперкинетичному стилю жизни. Натали внедряет программу по оптимизации бюджета, которая предполагает дистанционное увольнение людей, посредством электронной видео-связи, что ставит весь опыт Райяна под угрозу и делает процесс увольнения ещё более бесчеловечным. Но когда Райян берёт её с собой в поездку, чтобы показать, насколько тяжело для человека пережить увольнение, Натали понимает, что она тоже не всегда может переносить эту процедуру.
Анна Кендрик играет Натали. Она рассказывает: “Когда я первый раз обсуждала роль с Джейсоном, он сказал, что писал Натали с нескольких знакомых ему женщин, которые чувствуют себя неловко, потому что всегда оказываются умнее других. Натали умная, но чувствует себя неловко, некомфортно в собственной шкуре. Я никогда не думала, что я умнее всех, но, соединившись со своей героиней, я поняла, что действительно себя неуклюже чувствую”, - смеется она.
Во время съёмок актуальность сюжета очень сильно повлияла на актрису. Она вспоминает: “Мы снимали сцену увольнения, и женщина, которая сидела напротив меня, рассказала, что её действительно уволили. Возникла неловкая пауза, и я не знала, что сказать ей. Это страшная реальность для многих американцев”.
Ирония съёмок в этом фильме для Анны ещё в том, что она считает аэропорты адом. “Я их просто ненавижу, да и летать не люблю. Для меня было большим сюрпризом то, что съёмки проходили практически нон-стоп в аэропортах. А это для меня весомая причина потерять самообладание”.
ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ
Стиль жизни Райяна начинает подкашиваться, когда его приглашают на свадьбу к сестре в Висконсин – он должен встретиться с семьёй, которую он игнорировал всю свою взрослую жизнь.
Джейсон Рейтман видит в контакте Райяна с его семьёй и драму, и комедию. “Что мне нравится в книге Кирна, так это то, что Райян должен ехать на свадьбу к сестре. Я лично всегда не любил свадьбы, поэтому тут я полностью понимаю Райяна, но с другой стороны это прекрасная возможность для героя показать, что он изменился, что он хочет чего-то большего, и что он готов восстановить родственные связи”.
Режиссёру особенно понравилось выбирать актёров на роли Бингемов. “Нужны были смешные актёры, но абсолютно искренние и честные, чтобы зрители могли им симпатизировать и верить. Всё это я нашёл в Мелани Лински, которая играла сестру Райяна. В ней столько правды, юмора и сладкой грусти! Когда Райян спрашивает, не хочет ли она, чтобы он провёл её к алтарю, «нет» можно увидеть в её глазах ещё до того, как она ответила. Это трогает меня до глубины души каждый раз, как я смотрю эту сцену. А с Дэнни МакБрайдом я хотел поработать с того времени, как увидел его в фильме Все настоящие девушки. Он настолько смешной, что в него невозможно не влюбиться. Интересно было дать ему роль, в которой не нужно быть смешным”.
Рейтман задолго до начала съёмок решил, как они будут снимать свадьбу Джули и Джима. Всю сцену снимали не на плёнку, а как домашнее видео. Была всего лишь одна репетиция с актёрами, в их собственной одежде, с настоящим свадебным распорядителем и пастором, который рассказывал, как церемония происходит в реальной жизни.
Для Лински результат был просто потрясающим. “Дэнни был таким смешным, и это было так неожиданно и приятно. Мы посмотрели друг на друга, и я подумала ‘Ого, ничего себе, я чувствую себя так, будто действительно выхожу замуж’. Наверняка, у нас будет эта странная связь до конца жизни. Я уже выходила замуж в других фильмах, и в реальной жизни тоже, но для Дэнни это было впервые, мы здорово повеселились”.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Рейтман добавил завершающие штрихи к фильму Выше неба с помощью саундтрека. “Для меня саундтрек является отдельным персонажем фильма, - говорит он. – Я начал думать о музыке очень заранее, ещё когда работал над сценарием. Я остановился на 10 композициях, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше отображают природу фильма”.
Фильм начинается мелодией в стиле фанк “This Land Is Your Land” в исполнении Шерон Джонз и Dap-Kings. Рейтман говорит: “Это чудесное, душевное начало путешествия в нашем фильме об американском обществе”.
Это путешествие Рейтман пережил вместе со своим героем Райяном Бингемом. Он подытоживает: “Я снял три фильма, и каждый из них начинал с вопроса самому себе. Первый фильм начинался с вопроса о моей политической ориентации. Второй – с вопроса о взрослении и отцовстве. А этот – с самого главного и глобального для меня вопроса: как прожить жизнь: с людьми или же лучше избегать их, уходить от общения или приветствовать его. И когда мы закончили работу над фильмом, он подтвердил идею, которая просто горела во мне – жизнь веселее проводить в компании, даже если ты уверен, что тебе никто не нужен”.